Паркетный бизнес: как открыть паркетный цех
Организовать паркетное производство можно при первоначальных инвестициях в 50 тыс. долларов. Рентабельность же этого бизнеса составляет 15%.
Паркетный бизнес: Инвестиции
Самым распространенным считается штучный паркет, он требует наименьших вложений в производство. Многослойный паркет, основанный на технологии клеевое производство — вещь дорогая ($0,25-0,5 млн), а при невысоком нынешнем спросе на многослойный паркет — крайне рискованная. В этой статье мы будем рассматривать производство именно недорогого штучного паркета.
Основа производства — паркетная линия. Новую российскую или украинскую линию можно купить за $20 тыс.; импортная стоит в несколько раз дороже до $300 тыс. Из оборудования потребуется подготовительный столярный участок, потребляющий покупную сушеную доску, его стоимость минимум $20 тыс. Приобретение и монтаж оборудования , закупка сырья, отладка производства и прочие первоначальные расходы составят самое меньшее $50 тыс.
Завод, оснащенный по полной программе, с передовым производственным циклом от лесопилки до паркетной линии может стоить $500 тыс.
В раскладке себестоимости 1 кв.м качественного штучного паркета 60% занимает сырьевая составляющая, 15% — энергоносители и 20% — зарплата. По оценке экспертов, прибыльность паркетных производств страдает не столько от дороговизны древесины, сколько от неполной загрузки самих производств. По некоторым данным, среднегодовая рентабельность нормально (с неплохой загрузкой и ритмично) работающих паркетных заводов — 15%.
Паркетный бизнес: Маркетинг
В России больше распространены небольшие паркетины (15х45х250 мм). Толстые, 22-миллиметровые (по евростандартам), и большие (длиной 1-3 м) “штуки” условно называют европаркетом. Крупный паркет — главная надежда начинающих паркетчиков. Правда, его труднее производить: нужны очень качественная сушка и повышенная точность обработки; кроме того, могут “поджать” иностранные стандарты. Но ведь можно вообще заделаться мировым законодателем мод и специализироваться на нестандартных пропорциях, например, паркет широкий, но короткий.
Самый богатый источник иностранных заказов — европейские и отечественные профильные выставки. Один зарубежный контракт легко покроет годовые выставочные расходы — несколько тысяч американских долларов. Основные покупатели высококлассного паркета (около $100 за 1 кв.м; верхнего предела нет: “эрмитажный” класс — более $300 за 1 кв. м) —богачи, а также госконторы высоких чиновников. Такой продукт лучше продавать через собственные представительства.
Паркет среднего класса можно распространять и через фирменные салоны, и через оптовиков с их магазинами строительных товаров. Но этот вариант имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, ваш качественный продукт может затеряться среди десятка конкурентных товаров , лежащих в том же магазине.
С другой стороны, продажа через розничные строительные магазины — почти единственное средство реструктурировать спрос на паркет, привлекая покупателей из других ниш. Поэтому нужно как можно плотнее общаться с оптовиками. Что касается строительных компаний, то они пока предпочитают дешевый паркет.
Паркетный бизнес: Разрешения
Получить разрешения непросто, можно потратить десятки месяцев на различные согласования. Придется посетить : мэрию, ее комиссию по землеотводу, ее стройуправление; далее — пожарную службу, санэпидемнадзор; затем — коммунальщиков (тепловиков, газовиков, водоснабженцев, электриков, связистов). Приемка цеха в эксплуатацию способна привлечь дополнительно к поименованным службам еще и охрану труда с экологическим ведомством.
Поэтому лучше всего разместить производство в готовом деревообрабатывающем цехе, там уже соблюдены нормы пожаробезопасности. Остальные службы не слишком придираются к деревообработке. Суммарные вложения в разрешительные мероприятия — до нескольких тысяч долларов США.
Паркетный бизнес: Сырьё
Основные паркетные породы — дуб и ясень. Кубометр самого ходового дерева — дуба — стоит 400-500 грн. Встречаются качественные партии и по 350 грн., и по 600 грн. за 1 куб.м. Импортный паркетный клей стоит в среднем несколько гривень за 1 кг. Расход клея при укладке на водостойкую фанеру — 600-800 г на 1 кв.м для мелкого штучного или для художественного паркета, 400 г — для крупного. Расход клея при укладке на бетон может быть в 2,5 раза больше. Лак защищает дерево от истирания и “погоды” в комнате. Одного килограмма лака хватает на 10-17 кв.м поверхности. Цены на импортные паркетные лаки имеют тот же порядок, что и на клеи — несколько долларов за 1 кг.
Паркетный бизнес: Разрешительные документы
Качество штучного паркета подконтрольно главным образом ДСТУ 3819-98 и ГОСТ 862.1-85. Речь в них идет в основном о допусках, чистоте обработки, кривизне поверхности, допустимых древесных дефектах и т. д. Интересно, что максимальная длина планок, указанная в этих стандартах, — 500 мм.
Российские стандарты подобны вышеназванным. Важные для экспортеров зарубежные нормативы — серии ISO 9001 и DIN, они пожестче украинских — предписывают более точную обработку. Иногда стандарты какой-либо из евростран лимитируют максимальную длину планок. Но даже если указанная в стандарте длина меньше метра, никаких особых сложностей экспорт европаркета в эту страну не представляет.
Ведущие в стране производства, добиваясь стабильного качества, часто либо сертифицируют все производство по ISO, либо приводят производство в соответствие с ISO, но без зарубежной сертификации, которая стоит десятки тысяч американских долларов.
Хотя по мнению самих паркетчиков, затраты на “ISOфикацию” окупаются уже через год. Ведь евросистема качества — это система оценок, позволяющая контролировать параметры продукта на каждом этапе, оптимизировать расход сырья, инструмента и денег.
Кроме того, на само дерево надо иметь гигиеническое заключение МОЗ и сертификат радиационной безопасности (эти украинские документы действительны в любой стране). Клей и лаки в нашей стране нуждаются в сертификации по санитарным нормам на предмет вредности. Зарубежный сертификат здесь не спасает.
Паркетный бизнес: Оборудование
1. Лесопилка, механизированная подача сырья для нее, программа оптимизации распила для лесорам, заточное и разводное оборудование для пил. Лесопильный комплекс (со всем перечисленным) от мировых лидеров стоит минимум $200 тыс. Эконом-вариант — до $50 тыс.
2. Сушилка (желательно — многорежимная, с автоматическим управлением), влагомеры. Импортная может стоить $150-200 тыс., сконструированная собственными силами — в десять раз меньше.
3. Подготовительный участок.
Многопильный станок, задающий изделиям толщину, российские машины стоят от $5 тыс. до $15 тыс.
Дешевый вариант паркетной линии, либо “столярный” станок, рейсмусный или продольно-строгальный. Четырехсторонние строгальные станки из России стоят $12-15 тыс., украинские обойдутся вдвое дешевле.
Один-два торцовочных станка, режущих профилированную “непрерывную” доску на бруски нужной длины. Европейский торцовочный станок стоит $2-4 тыс.
На подготовительном этапе можно обойтись отечественными “резалками”. Но для чистовой паркетной линии лучше использовать продукция мировых лидеров — Leitz, Freud, комплект инструмента которых может стоить до $10 тыс. Крупному производителю стоит закупить и пару хороших заточных центров — это около $10 тыс. В областных центрах уже появились и специализированные компании, которые производят заточку инструмента, разовая “выправка” инструментального комплекта — около $0,1-0,2 тыс.
4. Паркетная линия. Она состоит из специального четырехстороннего строгального станка и шипореза, объединенных в единый агрегат. Четырехсторонний станок европейского производства (от Schroeder, Weinig, Fischer, A.Costa, Griggio) стоит EUR180-250 тыс. Российская паркетная линия обычно стоит около $60 тыс. На паркетной линии можно производить погонаж и мебельные детали. Нужно всего лишь сменить инструмент.
Паркетный бизнес: Размещение
Под организацию цеха паркетного производства необходима площадь в 200 кв. м. Часть производств паркетного завода , а именно лесопильный участок ( 150 кв. м) и склад кругляка (200 кв. м) при пилораме можно расположить на воздухе.
Остальная площадь распределяется следующим образом – размещение сушилок – 100 кв.м, многопильный станок- 15 кв.м, участок торцовки — в 30 кв.м, черновой четырехсторонний строгальный станок займет 40-50 кв.м, паркетная линия комфортно расположится на 60 кв.м.
Паркетный бизнес: Прибыль
В паркетном бизнесе (как и во всяком другом) можно повысить отдачу, участвуя в максимальном количестве производственных этапов. Например, заняться лесозаготовками, или организовать свою бригаду укладчиков. Укладка – занятие дорогое, поэтому может стать дополнительным источником неплохой прибыли, пол “под ключ” стоит в 2-2,2 раза дороже, чем просто пол, привезенный клиенту в полиэтилене. Кроме укладки, некоторые крупные компании занимаются продажей ручного инструмента и часто становятся дистрибуторами фирм, выпускающих технику и расходные материалы для укладки. Еще одним источником дополнительных доходов может стать шлифовка и лакировка изношенного паркета.
Паркетный бизнес: Виды паркета
1 “Штука”
Штучный паркет — набор единообразных планок, укладываемых на пол впритык. Толщина “штук” — 15-22 мм, ширина — 30-150 мм, длина — 95-2500 мм. Они соединены друг с другом, для чего имеют по два торчащих в стороны шпунта и по два соответствующих паза. У хорошего паркета ширина клепки не должна превышать пятикратной толщины.
22 мм служит минимум вдвое дольше, чем 16-миллиметровый из той же древесины. Массивный рабочий слой позволяет шлифовать полы при неравномерном износе.
2. Многослойный паркет (паркетная доска)
В старину узорчатые комбинации деревянных планок врезали в деревянное же основание (техника интарсии), ныне — клеят на него (техника маркетри). Пропорции современных клеенных многослойных изделий чаще “доскообразные”: например, 2200х220х22 мм. Два-три слоя древесины уложены так, что волокна одного направлены вдоль длины доски, а другого — поперек. При перепадах влажности такое решение наиболее эффективно. Лицевой слой — твердый, высокосортный, тонкий (5-6 мм). “Низ” набирают из толстых брусков, на которые можно пустить даже древесные отходы, — лишь бы использовалась одна порода дерева. Для “доски” крайне важна прочная лакировка. Лучше в пять слоев.
3. Паркетный щит
Технологически подобен паркетной доске, но в плане — квадратный. Высокая заводская готовность удешевляет укладку паркетной доски и щита по сравнению со штучным в разы.
4. Наборный паркет
Тоже многослойный. Но его верхний слой клеят вне цеха, уже в “опаркечиваемой” комнате на готовом многослойном основании. Пластины набора можно заранее выложить в рисунок на заводе, временно наклеив лицевой стороной на плотные бумажные листы. Укладка паркета в таком случае заметно упрощается.
5. Художественный (мозаичный, дворцовый) паркет
Разновидность наборного, реже — штучного. Пластины мозаики — из разнохарактерных древесных пород. Их складывают в узор или в картину. Стоимость — сотни долларов за 1 кв.м.
6. Ламинат
Это 6-15-миллиметровая водостойкая ДВП средней или высокой плотности (т.е. MDF или HDF; подробнее о плитах — см. БИЗНЕС №9 от 04.03.02 г.). Плита ламинирована прочным пластиком, под которым — пленка с рисунком. Рисунок имитирует древесную (или любую другую) фактуру. Чаще всего у ламината — “доскообразные” пропорции (1200х200 мм). Соединение — пазо-гребневое, как у “нормального” паркета. Стоимость — от $7-8 до $30 за 1 кв.м.
7. Штучный двухслойный паркет
Имеет верхний тонкий слой из древесины, нижний — из многослойной фанеры. Лакировка — многослойная, в процессе производства.
8. Лампаркет
Очень тонкие штучные клепки без паза и гребня. Если производство “гонит” модный крупный паркет, то, имея линию сращивания из мелких кусочков-отходов-обрезков, можно клеить крупные заготовки, прострагивать их, получать дополнительную порцию европаркета и продавать (дешевле цельного).
Термины
Паркет (франц. parquet) — планка.
Фриза (клепка, штука, планка, плашка, шашка) — заготовка для штучного паркета, а также готовое изделие.
Гребень, шип, шпунт — деталь, выступающая над поверхностью кромки либо торца.
Паз — выемка, в которую входит гребень.
Пласть — широкая сторона планки.
Кромка — длинная боковая сторона планки с шипом или пазом.
Торец — короткая сторона планки с шипом или пазом.
Слой износа — верхний, рабочий слой планки.
Лицевая сторона — внешняя поверхность слоя износа.
Оборотная сторона — поверхность, противоположная лицевой.
Правая планка — изделие, у которого торцевой шип справа (если смотреть на лицевую сторону, расположив планку кромочным гребнем вниз).
Левая планка — с торцевым шипом слева.
понедельник, 7 июня 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий